Каталог товаров
Статьи


Приобретение и регистрация ККТ: проблемы и решения

Приобретение и регистрация ККТ: проблемы и решения

Прежде чем начать использовать кассовый аппарат, его необходимо зарегистрировать. С 18 июня 2008 года для этого применяются новые формы документов. Как регистрировать ККТ? Каким требованиям должен соответствовать кассовый аппарат? Как отразить расходы на его приобретение?

При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет или с использованием платежных карт все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику. Это установлено в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон № 54-ФЗ). ККТ можно не использовать, если организация или индивидуальный предприниматель оказывает услуги непосредственно физическим лицам и выдает при расчетах документ, оформленный на бланке строгой отчетности 1 (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Требования, предъявляемые к ККТ

Под контрольно-кассовой техникой, которая используется при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, а также электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы. Это предусмотрено в статье 1 Закона № 54-ФЗ.

К эксплуатации допускаются лишь те модели, которые включены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее — Госреестр ККТ). Об этом говорится в пункте 1 статьи 3 Закона № 54-ФЗ. Перечень моделей, разрешенных для использования и включенных в Госреестр ККТ, постоянно обновляется. Актуальная информация по состоянию на конкретную дату размещается на сайте Минпромторговли России.

Напомним, что ранее изменения в Госреестр ККТ вносились на основании соответствующих решений Федерального агентства по промышленности (Роспрома). Однако с 13 мая 2008 года Роспром был упразднен, а его функции переданы Минпромторговли России.

Требования к контрольно-кассовой технике закреплены в пункте 1 статьи 4 Закона № 54-ФЗ. Кроме того, технические характеристики и параметры функционирования ККТ определены в пункте 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее — Положение о ККТ). Итак, контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных) и индивидуальными предпринимателями, должна:

  • быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика. Обязательность такой регистрации предусмотрена в статьях 4 и 5 Закона № 54-ФЗ;
  • иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков 2;
  • обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение данных;
  • обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах;
  • обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте;
  • эксплуатироваться в фискальном режиме;
  • регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;
  • блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима;
  • иметь часы реального времени;
  • быть исправной;
  • обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания. На контрольно-кассовую технику, обеспеченную технической поддержкой, поставщиком или центром технического обслуживания наносится знак «Сервисное обслуживание» (на сторону корпуса, обращенную к покупателю, клиенту). Это делается ежегодно. Образец знака утвержден приказом Минфина России от 18.12.2007 № 135н;
  • иметь идентификационный знак установленного образца, содержащий наименование модели ККТ и ее заводской номер. Образец знака утвержден приказом Минпромэнерго России от 05.09.2007 № 352;
  • иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию. Марка-пломба (необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии или удалении корпуса контрольнокассовой техники) наклеивается на ККТ поставщиком или центром технического обслуживания после проверки исправности, замены, ремонта или технического обслуживания. Образец марки-пломбы утвержден приказом Минпромэнерго России от 05.09.2007 № 351;
  • соответствовать образцу модели, поименованной в Госреестре ККТ;
  • иметь знак «Государственный реестр», образец которого утвержден приказом Минфина России от 18.12.2007 № 136н. Указанный знак наносится поставщиком на корпус машины, только если сведения о данной модели контрольнокассовой техники включены в Госреестр ККТ;
  • иметь паспорт. В нем отражаются сведения о ККТ, в том числе делаются отметки о ее регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке средств визуального контроля, наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации данной техники.

Обратите внимание, знаки старого образца по-прежнему легальны

Новые образцы знаков «Сервисное обслуживание» и «Государственный реестр» утверждены приказами Минфина России от 18.12.2007 № 135н и 136н соответственно. Оба приказа вступили в силу с 22 февраля 2008 года. До этой даты ККТ оснащалась одноименными средствами визуального контроля, образцы и порядок нанесения которых были утверждены решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (протокол № 6/31-96 от 05.11.96). Так, на голограмме «Государственный реестр» указывался год реализации контрольно-кассовой машины генеральным поставщиком, а на голограмме «Сервисное обслуживание» — текущий год, в котором ККТ была поставлена на техническое обслуживание или прошла освидетельствование в центре технического обслуживания.

В письме Минфина России от 29.02.2008 № 03-01-15/2-49 (доведено письмом ФНС России от 18.03.2008 № ШТ-6-2/190@) отмечено следующее. Старый образец знака «Государственный реестр» используется без ограничения срока действия. Прежний знак «Сервисное обслуживание» применяется вплоть до очередного ежегодного подтверждения осуществления технической поддержки ККТ у поставщика или центра технического обслуживания, то есть не позднее 21 февраля 2009 года. Значит, в течение данного периода знаки нового образца применяются наряду со средствами визуального контроля старого образца.

Кроме того, в письме Минфина России от 08.08.2008 № 03-01-15/9-284 указано, что на ККТ, имеющую голограммы старого образца, повторно наносить знаки нового образца не нужно. Поставщики, реализующие контрольно-кассовую технику после 22 февраля 2008 года, наносят на ее корпус знак «Государственный реестр» нового образца. При постановке ККТ на техническое обслуживание, а также при прохождении технического обслуживания с июля 2008 года следует использовать только новый знак «Сервисное обслуживание». Дело в том, что на средствах визуального контроля, установленных центрами технического обслуживания в течение декабря, обозначается следующий год, а на тех, которые наносятся в течение января — июня, — текущий год

Регистрация ККТ

Кассовый аппарат нужно зарегистрировать в налоговой инспекции по месту учета организации в качестве налогоплательщика (п. 1 ст. 4 Закона № 54-ФЗ). Перечень документов, которые необходимо представить в налоговую инспекцию для регистрации контрольно-кассовой техники, приведен в пункте 15 Положения о ККТ. Это:

  • заявление о регистрации контрольно-кассовой техники. С 18 июня 2008 года применяется новая форма заявления, утвержденная приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ (далее — приказ № ММ-3-2/152@);
  • паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации;
  • договор о технической поддержке контрольно-кассовой техники, заключенный между организацией-пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания).

В отдельных случаях, принимая указанные документы, налоговые органы могут запросить дополнительно журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4 3), журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма № КМ-8 3), паспорт электронных контрольных лент защищенных, свидетельство о праве собственности на помещение, в котором будет установлен кассовый аппарат, либо договор аренды помещения и др. Конкретный перечень необходимых документов нужно уточнять в своей налоговой инспекции.

Форма заявления о регистрации ККТ существенно не изменилась. Теперь в ней не нужно отражать показания счетчиков кассовых аппаратов, а также сведения о расчетных счетах организации, ее филиалах и других структурных подразделениях. Однако в новой форме заявления нужно указывать заводские номера регистрируемых ККТ.

Если контрольно-кассовая техника будет применяться в обособленном подразделении организации, заявление о ее регистрации подается в налоговую инспекцию по месту нахождения данного обособленного подразделения. Тогда в реквизиты, отражаемые на кассовом чеке, может быть внесен КПП обособленного подразделения.

Контрольно-кассовая техника регистрируется налоговым органом в течение пяти рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов (п. 15 Положения о ККТ). Сведения о кассовом аппарате заносятся в книгу учета контрольно-кассовой техники, которая ведется налоговым органом. Одновременно с регистрацией ККТ налоговая инспекция выдает организации-пользователю карточку регистрации контрольно-кассовой техники и возвращает документы, которые прилагались к заявлению. Формы книги учета ККТ и карточки регистрации ККТ утверждены приказом № ММ-3-2/152@, который вступил в силу с 18 июня 2008 года. Кроме того, в паспорте контрольно-кассовой техники делается отметка о регистрации ККТ, которая заверяется печатью налогового органа (п. 17 Положения о ККТ).

В аналогичном порядке проводится перерегистрация и снятие с регистрации контрольно-кассовой техники. Эти действия совершаются налоговым органом, в котором зарегистрирован кассовый аппарат, в течение пяти рабочих дней с даты представления пользователем заявления о перерегистрации или снятии с учета ККТ. Утвержденного бланка заявления о снятии с учета ККТ нет. Оно составляется в произвольной форме. К заявлению следует приложить карточку регистрации и паспорт контрольно-кассовой техники (п. 16 Положения о ККТ). В названных документах, а также в книге учета ККТ налоговая инспекция делает соответствующие записи. Если кассовый аппарат снимается с учета, карточка регистрации остается в налоговой инспекции. Для снятия ККТ с регистрации налоговый орган в отдельных случаях может запросить и иные документы, например журнал кассира-операциониста, доверенность от организации.

Сколько хранить документы на ККТ

Сроки, в течение которых нужно хранить документы на контрольно-кассовую технику, оговорены в пункте 14 Положения о ККТ.

Организации, применяющие ККТ, обязаны вести и хранить документацию, связанную с ее приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением. Кроме того, они должны предоставлять эту документацию должностным лицам налоговых органов, осуществляющим контроль за применением контрольно-кассовой техники. Это установлено в статье 5 Закона № 54-ФЗ.

Вся документация, связанная с производством, продажей, технической поддержкой, приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, хранится не менее пяти лет с даты окончания использования ККТ.

Функции по хранению отдельных документов возлагаются на поставщика, центр технического обслуживания и пользователя (п. 13 Положения о ККТ). Организация-пользователь обязана хранить документацию, связанную:

  • с приобретением контрольно-кассовой техники (договор купли-продажи, товарная накладная);
  • регистрацией ККТ в налоговых органах (паспорт ККТ с отметками о регистрации, перерегистрации, снятии с регистрации);
  • вводом в эксплуатацию (акт о вводе ККТ в эксплуатацию);
  • эксплуатацией (договоры о технической поддержке, акты выполненных работ, счета на оплату услуг центров технического обслуживания, журнал кассираоперациониста, журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ и др.);
  • выводом из эксплуатации (акт о выводе ККТ из эксплуатации). Использованные контрольные ленты (в том числе электронные защищенные), накопители фискальной памяти и программно-аппаратные средства, обеспечивающие некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации, также нужно хранить пять лет с даты окончания их использования (п. 14 Положения о ККТ).

Как отразить в налоговом учете покупку ККТ

Контрольно-кассовая техника первоначальной стоимостью менее 20 000 руб. (до 2008 года — менее 10 000 руб.) не признается амортизируемым имуществом. Это следует из пункта 1 статьи 256 НК РФ. Значит, кассовый аппарат стоимостью до 20 000 руб. (без НДС) не включается в состав амортизируемого имущества. Он учитывается как прочее имущество организации. Его стоимость полностью отражается в материальных расходах в том месяце, в котором он был введен в эксплуатацию. Основание — подпункт 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ. При этом затраты на приобретение такого кассового аппарата складываются не только из его цены, уплаченной поставщику, но и из комиссионных вознаграждений посредникам, расходов на транспортировку и доведение до рабочего состояния и т. п. (п. 2 ст. 254 НК РФ). Указанные расходы относятся к косвенным. Они уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль того отчетного (налогового) периода, в котором кассовый аппарат был введен в эксплуатацию. Так предусмотрено в пункте 2 статьи 318 НК РФ.

Дальнейшие затраты организации на техническое обслуживание контрольно-кассовой техники — это прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Они являются косвенными и признаются в налоговом учете в месяце осуществления.

Пример 1

В сентябре 2008 года ООО «Фламинго» приобрело кассовый аппарат «АМС-100К» за 12 800 руб. (без НДС). В том же месяце организация заключила договор с центром технического обслуживания — ЗАО «ККМ-Сервис», согласно которому была произведена активация фискальной памяти и электронных контрольных лент защищенных и на корпус аппарата нанесен знак «Сервисное обслуживание». Стоимость услуг, оказанных в сентябре, составила 790 руб. (без НДС). На основании этого же договора с октября 2008 года ЗАО «ККМ-Сервис» проводит текущее техническое обслуживание кассового аппарата. Стоимость данной услуги — 500 руб. в месяц (без НДС). Кассовый аппарат зарегистрирован в налоговой инспекции по месту учета ООО «Фламинго» и введен в эксплуатацию 10 сентября 2008 года.

Стоимость кассового аппарата в налоговом учете равна 13 590 руб. (12 800 руб. + 790 руб.), поэтому он не включается в состав амортизируемого имущества, а учитывается в составе прочего имущества организации. В сентябре 2008 года после ввода кассового аппарата в эксплуатацию данную сумму ООО «Фламинго» включает в материальные расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. С октября 2008 года компания ежемесячно отражает в прочих расходах затраты на техническое обслуживание ККТ в сумме 500 руб.

Контрольно-кассовую технику, стоимость которой превышает 20 000 руб. (без НДС), следует учитывать в составе амортизируемого имущества 4. Стоимость такой техники признается в налоговом учете по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования объекта. Этот срок организация определяет самостоятельно на дату ввода кассового аппарата в эксплуатацию с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1). Контрольно-кассовая техника относится к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти и до семи лет включительно, код ОКОФ 14 3010160 «Машины билетно-кассовые и контрольно-кассовые». Следовательно, компания в целях налогообложения может установить срок полезного использования кассового аппарата в пределах от 61 до 84 месяцев.

Первоначальная стоимость амортизируемого имущества формируется в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ. В нее включается сумма расходов на приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором ККТ пригодна для использования (за исключением НДС и акцизов). Значит, первоначальная стоимость ККТ, признанной амортизируемым имуществом, увеличивается на стоимость услуг по ее регистрации, программированию и подключению.

Организация начинает начислять амортизацию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК РФ). Амортизационные отчисления по кассовой технике можно рассчитывать линейным или нелинейным методом (п. 1 ст. 259 НК РФ). Выбранный метод закрепляется в учетной политике для целей налогообложения. Начисленные амортизационные отчисления ежемесячно отражаются в расходах текущего периода и уменьшают налогооблагаемую прибыль организации (п. 3 ст. 272 НК РФ).

Пример 2

В августе 2008 года ООО «Колибри» приобрело кассовый аппарат SAMSUNG ER-250RK за 26 500 руб. (без НДС), зарегистрировало его в налоговой инспекции и ввело в эксплуатацию. ЗАО «ККМ-Сервис», с которым организация заключила договор на обслуживание, в том же месяце произвело активацию фискальной памяти и электронных контрольных лент защищенных, и на корпус аппарата был нанесен знак «Сервисное обслуживание». Стоимость выполненных работ составила 860 руб. (без НДС). Текущее техническое обслуживание кассового аппарата, проводимое центром с сентября, обходится организации в 640 руб. в месяц (без НДС).

Первоначальная стоимость кассового аппарата — 27 360 руб. (26 500 руб. + 860 руб.). Поскольку эта сумма превышает 20 000 руб., в налоговом учете ООО «Колибри» включает кассовый аппарат в состав амортизируемого имущества. Организация установила срок его полезного использования равным шести годам (72 месяца). Размер ежемесячных амортизационных отчислений — 380 руб. (27 360 руб. : 72 мес.). Эту сумму компания ежемесячно включает в текущие расходы с сентября 2008 года. Кроме того, с этого месяца в расходах отражается стоимость ежемесячного технического обслуживания — 640 руб.

В последнее время многие крупные торговые компании отдают предпочтение не обычным кассовым аппаратам, а так называемым POS-системам. POS-система является многофункциональным комплексом, позволяющим максимально автоматизировать не только кассовые операции, но и учет продаж, ценообразование, функции контроля и др. Как правило, в состав POS-системы входит системный блок персонального компьютера, монитор кассира, принтер, программируемая клавиатура, денежный ящик, дисплей покупателя. В нее можно добавить и другие технические устройства, например электронные весы, сканеры штрихкода, считыватели магнитных карт кредитных организаций.

POS-системы стоят достаточно дорого — более 20 000 руб. Поэтому в налоговом учете они отражаются в составе амортизируемого имущества. POS-системы амортизируются по тем же правилам, что и контрольно-кассовая техника первоначальной стоимостью более 20 000 руб.

В процессе эксплуатации любой контрольно-кассовой техники возникает необходимость в приобретении различных расходных материалов — чековых лент, сменных картриджей и т. д. Их стоимость согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 254 НК РФ включается в материальные расходы.

Допустим, организация по ошибке приобрела модель кассового аппарата, исключенную из Госреестра ККТ. Налоговая инспекция не зарегистрирует такую контрольно-кассовую технику. Следовательно, компания не имеет права использовать ее в работе. Поскольку подобная техника не может применяться в деятельности, направленной на получение дохода, признать в налоговом учете расходы на ее приобретение нельзя. Ведь они не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ.

Бухгалтерский учет приобретенной ККТ

Контрольно-кассовая техника используется в течение длительного срока (более 12 месяцев). Она не предназначена для перепродажи и применяется в текущей деятельности организации. Значит, в соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01 ККТ принимается к бухгалтерскому учету как основное средство.

Стоимость кассового аппарата, учитываемого в составе основных средств, погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01). Как и в налоговом учете, амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, до полного погашения стоимости либо списания объекта с учета. Основание — пункт 21 ПБУ 6/01.

Первоначальная стоимость кассового аппарата, по которой он принимается к бухгалтерскому учету, складывается из суммы фактических затрат на его приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 8 ПБУ 6/01). В нее включаются стоимость ККТ, уплаченная поставщику или продавцу, плата за доставку и приведение ее в состояние, пригодное для использования (оплата услуг центров технического обслуживания), вознаграждения посредникам и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением.

Срок полезного использования объекта основных средств организация определяет самостоятельно при принятии объекта к учету. Чтобы сблизить налоговый и бухгалтерский учет, целесообразно установить в них одинаковые сроки. Ведь согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, может применяться и для целей бухгалтерского учета. Однако в отличие от налогового учета амортизация в бухучете может начисляться одним из четырех способов. Они перечислены в пункте 18, а порядок расчета — в пункте 19 ПБУ 6/01. Выбранный метод амортизации нужно закрепить в бухгалтерской учетной политике.

Затраты организации на техническое обслуживание контрольно-кассовой техники и приобретение расходных материалов признаются расходами по обычным видам деятельности на основании пункта 5 ПБУ 10/99. Они отражаются в бухучете в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 18 ПБУ 10/99).

Пример 3

Воспользуемся условием примера 2. В бухгалтерском учете кассовый аппарат SAMSUNG ER-250RK включается в состав основных средств. Его первоначальная стоимость — 27 360 руб. Срок полезного использования в бухгалтерском учете такой же, как в налоговом, — шесть лет (72 месяца).

В августе 2008 года в бухучете ООО «Колибри» сделаны записи:

ДЕБЕТ 08-4 КРЕДИТ 60

— 26 500 руб. — отражена сумма, уплаченная продавцу при покупке ККТ;

ДЕБЕТ 08-4 КРЕДИТ 60

— 860 руб. — отражена стоимость работ центра технического обслуживания, необходимых для ввода ККТ в эксплуатацию;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08-4

— 27 360 руб. — введен в эксплуатацию кассовый аппарат.

С сентября 2008 года в бухучете ООО «Колибри» ежемесячно делаются проводки:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 02

— 380 руб. (27 360 руб. : 72 мес.) — начислена амортизация;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60

— 640 руб. — списана на расходы стоимость ежемесячного технического обслуживания ККТ.

В целях обеспечения сохранности объектов, учитываемых в составе МПЗ, в компании необходимо организовать надлежащий контроль за их движением. Таково требование пункта 5 ПБУ 6/01

Контрольно-кассовая техника стоимостью не более 20 000 руб. за единицу может отражаться в бухучете в составе МПЗ. Это предусмотрено в пункте 5 ПБУ 6/01. Причем в бухгалтерской учетной политике организация вправе выбрать иной лимит для отнесения подобных активов к материалам, но не свыше 20 000 руб.

Пример 4

Воспользуемся условием примера 1. В бухгалтерской учетной политике ООО «Фламинго» указано, что основные средства стоимостью не более 20 000 руб. учитываются в составе МПЗ. Поскольку первоначальная стоимость кассового аппарата «АМС-100К» — 13 590 руб., он принимается к учету в составе МПЗ. В бухгалтерском учете ООО «Фламинго» были сделаны проводки:

в сентябре 2008 года

ДЕБЕТ 10-9 КРЕДИТ 60

— 13 590 руб. — принят к учету в составе МПЗ кассовый аппарат;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10-9

— 13 590 руб. — списана на расходы стоимость ККТ;

с октября 2008 года

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60

— 500 руб. — списана на расходы стоимость ежемесячного технического обслуживания ККТ.

Если модель исключена из Госреестра ККТ

Модели контрольно-кассовой техники, которые ранее были разрешены для использования, но впоследствии исключены из Госреестра ККТ, можно по-прежнему применять вплоть до истечения нормативного срока их амортизации. Основанием служит пункт 5 статьи 3 Закона № 54-ФЗ. Такая техника должна соответствовать требованиям, действовавшим на момент ее включения в Госреестр ККТ (п. 5 Положения о ККТ).

Напомним, что в новой форме карточки регистрации ККТ (утверждена приказом № ММ-3-2/152@ и применяется с 18 июня 2008 года) дополнительно указываются год выпуска кассового аппарата и нормативный срок его амортизации.

Буква закона

Торгуете без применения ККТ? Готовьтесь к уплате штрафа! Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники является административным правонарушением. За его совершение на должностных лиц налагается административный штраф в размере от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. (ст. 14.5 КоАП РФ).

Что понимать под неприменением контрольно-кассовой техники, разъяснено в постановлении Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16. Это:

  • фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
  • использование контрольно-кассовой машины, которая не зарегистрирована в налоговых органах;
  • применение контрольно-кассовой машины, не включенной в Госреестр ККТ;
  • использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
  • эксплуатация контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет по- вреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
  • пробитие на контрольно-кассовой машине чека с указанием суммы менее той, что была уплачена покупателем или клиентом

По окончании нормативного срока амортизации модель, исключенная из Госреестра ККТ, снимается с регистрации. Данная процедура может проводиться налоговым органом самостоятельно. Налоговая инспекция обязана лишь уведомить организацию-пользователя о снятии с регистрации контрольно-кассовой техники. Это нужно сделать не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока амортизации (п. 19 Положения о ККТ).

Получается, что теперь налоговый орган вправе снять с регистрации кассовый аппарат, модель которого исключена из Госреестра ККТ, и только после этого известить пользователя. До вступления в силу Положения о ККТ (до 4 августа 2007 года) в подобной ситуации налоговая инспекция должна была уведомить организацию о снятии с учета такой ККТ за 30 дней до истечения срока ее применения. Следовательно, организации-пользователю надо самостоятельно отслеживать информацию об исключении из Госреестра ККТ моделей кассовых аппаратов, которыми она пользуется. Кроме того, по моделям, уже исключенным из Госреестра ККТ, целесообразно определить дату истечения срока амортизации и с этого дня больше не использовать данный аппарат. Иначе организация может быть привлечена к административной ответственности за применение ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах.

Как быть, если кассовый аппарат не являлся амортизируемым имуществом?

Независимо от первоначальной стоимости ККТ нужно исходить из нормативного срока амортизации техники. Контрольно-кассовая техника относится к средствам механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда и включена в четвертую амортизационную группу. Значит, срок ее полезного использования — свыше пяти и до семи лет включительно. Если на момент исключения модели кассового аппарата из Госреестра ККТ нормативный срок амортизации не истек, организация вправе продолжать его дальнейшую эксплуатацию.

Сравнение
Добавлено к сравнению: 0
Заказать обратный звонок
Имя*
Телефон*
Код с картинки*
CAPTCHA